Завод "Звезда": открывая новые горизонты
28 Авг 2007
Дальневосточный завод "Звезда" - предприятие со славным прошлым и достойным настоящим. Выполняя государственный оборонный заказ и принимая активное участие в международных экологических программах, дирекция завода ставит перед собой все новые и новые цели.
О перспективах развития ФГУП ДВЗ "Звезда" - в интервью с директором предприятия Юрием ШУЛЬГАНОМ.
- Юрий Петрович, в каких направлениях будет работать завод в ближайшем будущем?
- Прежде всего, заниматься своей основной деятельностью - выполнять государственный оборонный заказ Министерства обороны РФ в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной до 2015 года.
В ее рамках будет произведен ремонт крейсера стратегического назначения. Опыт подобных работ у нас уже есть - за последние годы специалисты "Звезды" продлили срок эксплуатации двум подобным заказам.
Еще одна серьезная задача, которая стоит сегодня перед коллективом завода - освоение ремонта атомных подводных лодок третьего поколения. Еще в 2000 году мы начали делать первые шаги в этом направлении и сегодня одними из первых приступили к этой сложнейшей задаче. Заказ, полученный нами в текущем году, будет сдан военно-морскому флоту в первом полугодии 2008-го. Также, в рамках гособоронзаказа, продолжим ремонт АПЛ второго поколения.
Одним из главных направлений работы предприятия на сегодняшний день является утилизация выведенных из эксплуатации советских атомных подводных лодок. До 2010 года мы должны утилизировать семь АПЛ - две в этом году и пять в следующем. Таким образом, на Дальнем Востоке России атомные подводные лодки останутся только на Камчатке, в бухте Павловского. Две из четырех, стоящих там, находятся в аварийном состоянии и не подлежат утилизации - в дальнейшем они будут захоронены. На утилизацию оставшихся двух заводом был подписан контракт с японским правительством. Наша задача - утилизировать их до 2010 года.
Однако это не означает, что программа по утилизации АПЛ будет на этом завершена. После 2010 года также будут списываться лодки, но объемы утилизации намного уменьшатся - до 1-3 подлодок в год.
Именно поэтому завод также ориентирован на судостроение. Сегодня на его долю приходится лишь малая часть производимых работ, но в этой области у "Звезды" действительно большие перспективы.
К тому же судостроению уделяется все больше внимания на всероссийском уровне - для того, чтобы улучшить положение дел в этой отрасли промышленности, создается судостроительная корпорация. С ее появлением будет проведена реструктуризация отрасли, оптимизация производственных мощностей.
- Каким образом будет проводиться эта реформа?
- У нас в стране сложилась такая ситуация, когда на множество крупных предприятий приходится очень мало заказов. Тем более, еще с советских времен на заводах остались дублирующие производственных технологий, которые удорожают заказы, а, следовательно, снижают их количество. При оптимизации мощностей их излишки будут реализовываться. Средства, полученные из этого источника, направят на инвестирование производства, которое так необходимо российскому судостроению для поднятия технического уровня и увеличения производительности отрасли.
Именно по этим параметрам мы проигрываем многим нашим конкурентам, в том числе Китаю и Южной Корее. В отличие от России, они активно инвестируют судостроение, приобретают новые технологии, оборудование, самые современные программы проектирования. В наш высокотехнологичный век все это имеет огромное значение. Поэтому сегодня, чтобы не отстать от конкурентов и рассчитывать в будущем на какой-либо сектор рынка, нам необходимо инвестировать наше производство.
Так, понимая, что сегодня мы не готовы к крупнотоннажному судостроению, нами было разработано обоснование инвестиций для постройки такого комплекса на заводе "Звезда".
Этот проект одобрен на заседании морской коллегии РФ, где обсуждался вопрос "Судостроение на Дальнем Востоке". Такое решение вполне закономерно, ведь завод "Звезда" - самая оптимальная площадка для судостроения на Дальнем Востоке. Это обусловлено и благоприятными климатическими условиями, и тем, что на нашем предприятии уже есть фундамент для судостроения. Пусть объемы невелики, но мы уже сейчас строим корабли, у нас есть существующие производственные мощности, которые необходимо просто усовершенствовать, а не создавать заново. А строительство комплекса крупнотоннажного судостроения позволит на порядок увеличить нашу производительность.
Однако развитие судостроения в России и, в частности, на нашем предприятии зависит и от других условий, которые уже сформированы в странах-конкурентах. Это создание равных конкурентоспособных условий в области законодательства. Развитию судостроения способствовало бы освобождение иностранного судового оборудования от налоговой пошлины и НДС при покупке их судостроителем. Снижение ставки банковского процента по кредиту и увеличение срока его погашения также стало бы для нас благоприятным фактором. Ведь мы не требуем никаких особенных льгот, нам необходимы только равные условия с конкурентами, и создать их - первоочередная задача правительства. Дальше все зависит только от нас. И уже сейчас я могу сказать, что по своему потенциалу мы превзойдем все иностранные компании.
Немаловажно и то, что судостроение становится все более востребованным - увеличивается объем морских и речных перевозок, суда, которые сегодня их выполняют, устарели. Их необходимо менять, потому что многие из них неэкономичны, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам морского судоходства, что препятствует их захождению в порты развитых стран.
- Юрий Петрович, что изменится в работе завода в связи с его акционированием и вступлением в судостроительную корпорацию?
- Практически ничего. Самое главное, и это, наверное, волнует многих, - завод по-прежнему остается собственностью государства. Изменится только орган управления, теперь это будет совет директоров, как у акционерного общества. Сегодня же, когда "Звезда" является унитарным предприятием, им единолично руководит директор.
Со сменой организационной формы также упростится система управления заводом. Вопросы будут решаться быстрее, оперативнее, так что в части организации управления я вижу только улучшение. Остальные же функции предприятия останутся прежними.
- Появится ли на заводе новое производство, которое никогда не велось на нем до этого?
- Да, и это третье перспективное направление в нашем развитии - создание технических средств для освоения шельфов.
Общеизвестно, что источники нефти и газа на материках постепенно истощаются, поэтому сегодня ведутся все более активные работы по разработке месторождений углеводородных ископаемых на океанском дне. Ближайшее доступное нам месторождение нефти находится на Сахалинском шельфе, оно сейчас активно осваивается. За ним наступит черед освоения Магаданского и Западно-камчатского шельфов.
Для завода же эти работы особенно актуальны, ведь на постройку оборудования для разработки морских месторождений заключаются многомиллионные долларовые контракты. Сегодня их получают иностранные компании, хотя выполнять эти заказы, имея соответствующее оборудование, могло бы и наше предприятие. При этом были бы полностью загружены производственные мощности завода, появились бы дополнительные рабочие места. А в том, что наши специалисты справятся с поставленной перед ними задачей, сомневаться не приходится - когда норвежская компания "Aker Kvaerner" строила два нижних опорных основания для плавучей нефтедобывающей платформы, большинство работ выполнялось на российских предприятиях российскими специалистами. Сегодня у нас с "Aker Kvaerner" установлены партнерские отношения, и мы вместе с нашими партнерами готовимся к получению заказов, которые разрабатываются сейчас в рамках проекта по освоению Сахалинского шельфа.
Также завод работает над обоснованием инвестиций для создания комплекса по постройке плавучих буровых нефтедобывающих платформ. Если нам удастся получить их, технический уровень предприятия поднимется настолько, что мы сможем получать не мелкие заказы, как это было ранее, а заключать крупные контракты на постройку конструкций суммарным весом 40-50 тысяч тонн. На таких высокотехнологичных заказах найдется работа для всех специалистов предприятия.
К тому же, получив подобный заказ, мы сможем обеспечить работой не только завод, но и десятки предприятий в Приморье и Хабаровском крае.
- Такие большие перспективы... Справится ли с ними коллектив завода?
- Сейчас мы все реже и реже вспоминаем самое тяжелое для предприятия время - 1997-1999 годы. Однако именно тогда завод выдержал самое настоящее испытание на прочность, сумев сохранить кадровый потенциал - квалифицированных работников - как рабочих, так и руководителей.
И сегодня вместе с нашим дружным, сплоченным и квалифицированным коллективом мы готовы открывать для себя новые горизонты - будь то ремонт и модернизация атомных подводных лодок третьего поколения или создание техники для освоения шельфов. Мы с уверенностью смотрим в будущее и готовимся стать достойными конкурентами иностранным компаниям.
Беседовала Марина Прилипко.
О перспективах развития ФГУП ДВЗ "Звезда" - в интервью с директором предприятия Юрием ШУЛЬГАНОМ.
- Юрий Петрович, в каких направлениях будет работать завод в ближайшем будущем?
- Прежде всего, заниматься своей основной деятельностью - выполнять государственный оборонный заказ Министерства обороны РФ в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной до 2015 года.
В ее рамках будет произведен ремонт крейсера стратегического назначения. Опыт подобных работ у нас уже есть - за последние годы специалисты "Звезды" продлили срок эксплуатации двум подобным заказам.
Еще одна серьезная задача, которая стоит сегодня перед коллективом завода - освоение ремонта атомных подводных лодок третьего поколения. Еще в 2000 году мы начали делать первые шаги в этом направлении и сегодня одними из первых приступили к этой сложнейшей задаче. Заказ, полученный нами в текущем году, будет сдан военно-морскому флоту в первом полугодии 2008-го. Также, в рамках гособоронзаказа, продолжим ремонт АПЛ второго поколения.
Одним из главных направлений работы предприятия на сегодняшний день является утилизация выведенных из эксплуатации советских атомных подводных лодок. До 2010 года мы должны утилизировать семь АПЛ - две в этом году и пять в следующем. Таким образом, на Дальнем Востоке России атомные подводные лодки останутся только на Камчатке, в бухте Павловского. Две из четырех, стоящих там, находятся в аварийном состоянии и не подлежат утилизации - в дальнейшем они будут захоронены. На утилизацию оставшихся двух заводом был подписан контракт с японским правительством. Наша задача - утилизировать их до 2010 года.
Однако это не означает, что программа по утилизации АПЛ будет на этом завершена. После 2010 года также будут списываться лодки, но объемы утилизации намного уменьшатся - до 1-3 подлодок в год.
Именно поэтому завод также ориентирован на судостроение. Сегодня на его долю приходится лишь малая часть производимых работ, но в этой области у "Звезды" действительно большие перспективы.
К тому же судостроению уделяется все больше внимания на всероссийском уровне - для того, чтобы улучшить положение дел в этой отрасли промышленности, создается судостроительная корпорация. С ее появлением будет проведена реструктуризация отрасли, оптимизация производственных мощностей.
- Каким образом будет проводиться эта реформа?
- У нас в стране сложилась такая ситуация, когда на множество крупных предприятий приходится очень мало заказов. Тем более, еще с советских времен на заводах остались дублирующие производственных технологий, которые удорожают заказы, а, следовательно, снижают их количество. При оптимизации мощностей их излишки будут реализовываться. Средства, полученные из этого источника, направят на инвестирование производства, которое так необходимо российскому судостроению для поднятия технического уровня и увеличения производительности отрасли.
Именно по этим параметрам мы проигрываем многим нашим конкурентам, в том числе Китаю и Южной Корее. В отличие от России, они активно инвестируют судостроение, приобретают новые технологии, оборудование, самые современные программы проектирования. В наш высокотехнологичный век все это имеет огромное значение. Поэтому сегодня, чтобы не отстать от конкурентов и рассчитывать в будущем на какой-либо сектор рынка, нам необходимо инвестировать наше производство.
Так, понимая, что сегодня мы не готовы к крупнотоннажному судостроению, нами было разработано обоснование инвестиций для постройки такого комплекса на заводе "Звезда".
Этот проект одобрен на заседании морской коллегии РФ, где обсуждался вопрос "Судостроение на Дальнем Востоке". Такое решение вполне закономерно, ведь завод "Звезда" - самая оптимальная площадка для судостроения на Дальнем Востоке. Это обусловлено и благоприятными климатическими условиями, и тем, что на нашем предприятии уже есть фундамент для судостроения. Пусть объемы невелики, но мы уже сейчас строим корабли, у нас есть существующие производственные мощности, которые необходимо просто усовершенствовать, а не создавать заново. А строительство комплекса крупнотоннажного судостроения позволит на порядок увеличить нашу производительность.
Однако развитие судостроения в России и, в частности, на нашем предприятии зависит и от других условий, которые уже сформированы в странах-конкурентах. Это создание равных конкурентоспособных условий в области законодательства. Развитию судостроения способствовало бы освобождение иностранного судового оборудования от налоговой пошлины и НДС при покупке их судостроителем. Снижение ставки банковского процента по кредиту и увеличение срока его погашения также стало бы для нас благоприятным фактором. Ведь мы не требуем никаких особенных льгот, нам необходимы только равные условия с конкурентами, и создать их - первоочередная задача правительства. Дальше все зависит только от нас. И уже сейчас я могу сказать, что по своему потенциалу мы превзойдем все иностранные компании.
Немаловажно и то, что судостроение становится все более востребованным - увеличивается объем морских и речных перевозок, суда, которые сегодня их выполняют, устарели. Их необходимо менять, потому что многие из них неэкономичны, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам морского судоходства, что препятствует их захождению в порты развитых стран.
- Юрий Петрович, что изменится в работе завода в связи с его акционированием и вступлением в судостроительную корпорацию?
- Практически ничего. Самое главное, и это, наверное, волнует многих, - завод по-прежнему остается собственностью государства. Изменится только орган управления, теперь это будет совет директоров, как у акционерного общества. Сегодня же, когда "Звезда" является унитарным предприятием, им единолично руководит директор.
Со сменой организационной формы также упростится система управления заводом. Вопросы будут решаться быстрее, оперативнее, так что в части организации управления я вижу только улучшение. Остальные же функции предприятия останутся прежними.
- Появится ли на заводе новое производство, которое никогда не велось на нем до этого?
- Да, и это третье перспективное направление в нашем развитии - создание технических средств для освоения шельфов.
Общеизвестно, что источники нефти и газа на материках постепенно истощаются, поэтому сегодня ведутся все более активные работы по разработке месторождений углеводородных ископаемых на океанском дне. Ближайшее доступное нам месторождение нефти находится на Сахалинском шельфе, оно сейчас активно осваивается. За ним наступит черед освоения Магаданского и Западно-камчатского шельфов.
Для завода же эти работы особенно актуальны, ведь на постройку оборудования для разработки морских месторождений заключаются многомиллионные долларовые контракты. Сегодня их получают иностранные компании, хотя выполнять эти заказы, имея соответствующее оборудование, могло бы и наше предприятие. При этом были бы полностью загружены производственные мощности завода, появились бы дополнительные рабочие места. А в том, что наши специалисты справятся с поставленной перед ними задачей, сомневаться не приходится - когда норвежская компания "Aker Kvaerner" строила два нижних опорных основания для плавучей нефтедобывающей платформы, большинство работ выполнялось на российских предприятиях российскими специалистами. Сегодня у нас с "Aker Kvaerner" установлены партнерские отношения, и мы вместе с нашими партнерами готовимся к получению заказов, которые разрабатываются сейчас в рамках проекта по освоению Сахалинского шельфа.
Также завод работает над обоснованием инвестиций для создания комплекса по постройке плавучих буровых нефтедобывающих платформ. Если нам удастся получить их, технический уровень предприятия поднимется настолько, что мы сможем получать не мелкие заказы, как это было ранее, а заключать крупные контракты на постройку конструкций суммарным весом 40-50 тысяч тонн. На таких высокотехнологичных заказах найдется работа для всех специалистов предприятия.
К тому же, получив подобный заказ, мы сможем обеспечить работой не только завод, но и десятки предприятий в Приморье и Хабаровском крае.
- Такие большие перспективы... Справится ли с ними коллектив завода?
- Сейчас мы все реже и реже вспоминаем самое тяжелое для предприятия время - 1997-1999 годы. Однако именно тогда завод выдержал самое настоящее испытание на прочность, сумев сохранить кадровый потенциал - квалифицированных работников - как рабочих, так и руководителей.
И сегодня вместе с нашим дружным, сплоченным и квалифицированным коллективом мы готовы открывать для себя новые горизонты - будь то ремонт и модернизация атомных подводных лодок третьего поколения или создание техники для освоения шельфов. Мы с уверенностью смотрим в будущее и готовимся стать достойными конкурентами иностранным компаниям.
Беседовала Марина Прилипко.