Вокруг «Звезды»: что происходит на дальневосточной суперверфи и рядом с ней
Гендиректор ДЦСС Юрий Фильчёнок – о портфеле заказов, инвесторах судостроительного кластера, конкуренции с АТР и жителях Большого Камня
Руководство Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и приморское отделение Союза журналистов России 23 марта этого года организовали для участников очередного заседания ПО СЖР экскурсию на расположенный в Большом Камне судостроительный комплекс "Звезда".
Как известно, проект строительства первой дальневосточной суперверфи предполагается завершить в 2024 году, но уже сегодня на объектах первой очереди комплекса – в блоке корпусных производств и окрасочных камерах – идет работа по изготовлению секций корпусов четырех многоцелевых судов снабжения по заказу ПАО "НК "Роснефть".
По мере изготовления секции будут перемещаться на недавно сданный открытый стапель, где с помощью кранового оборудования китайского производства будет происходить сборка корпусов. Сегодня на производстве, по словам руководства ССК "Звезда", работает более 1 тысячи человек, к 2024 году персонал предприятия должен составить до 7 тысяч сотрудников. Одновременно на территории, ранее принадлежащей ДВЗ "Звезда" (средний ремонт, утилизация АПЛ Тихоокеанского флота) идет строительство объектов второй очереди верфи – сухого дока для строительства крупнотоннажных судов и производственных цехов для сопутствующих производств.
После экскурсии генеральный директор ДЦСС Юрий Фильчёнок провел для краевых журналистов брифинг. Редакция ИА PrimaMedia предлагает вниманию читателя подборку высказываний спикера по основным темам и вопросам беседы.
Как будет загружен ССК "Звезда"
— Производственная программа нашего завода должна быть сформирована до 2035 года. Эти решения были приняты в ноябре прошлого года, это совершенно конкретные совещания, которые проводились в правительстве. Сегодня линейка по нашей оценке должна составлять 178 океанских судов. Мы (сегодня – ред.) примерно на 115 уже. Комплекс "Звезда" и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ, с заказчиками Минобороны. Минобороны помимо военных кораблей нужно громадное количество судов для обеспечения: танкеры, ледоколы. Переговоры с ведомством ведутся, контракты готовятся. Крайний контракт Сергей Иванович (Целуйко, гендиректор ССК "Звезда" — ред.) подписал буквально в этом году. Следующий контракт на строительство ледоколов с Минтрансом подпишем на днях.
Мы смотрим на загрузку этого завода с очень серьезным оптимизмом. Кроме этого, сейчас обсуждается в Госдуме рабочая версия законопроекта, чтобы по Северному морскому пути ходили суда только российской постройки. Поэтому проект ждет большое будущее. Мне сегодня задавали ключевой вопрос: в чем мы видим основную трудность. Так вот, основная трудность заключается в том, что когда мы начинаем строить верфь, мы понимаем, что нужно делать кластер. То есть большое количество предприятий, которые будут крутиться вокруг нашего. Этот процесс реально идет.
Справка: проект по созданию на Дальнем Востоке центра крупнотоннажного судостроения реализует консорциум в составе ПАО "НК "Роснефть" и АО "Газпромбанк" и АО "Роснефтегаз". Дочерней структуре консорциума — АО "Современные технологии судостроения" – сегодня принадлежат контрольные пакеты в АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", АО "ДВЗ "Звезда" и 99,99% уставного капитала ООО "Судостроительный комплекс "Звезда". ДЦСС, в свою очередь, является управляющей компанией для ДВЗ "Звезда".
Переговоры с "Совкомфлотом"
— Хочу отметить, что сотрудничество с "Совкомфлотом" у нас непрерывное с момента появления ОСК (Объединенной судостроительной корпорации – ред.). Они в свое время построили целую серию танкеров в Санкт-Петербурге, 262 тысячи тонн. У нас был положительный опыт работы с "Совкомфлотом". Поэтому мы хорошо знаем друг друга. У нас непрерывно ведутся переговоры по подготовке контрактов на строительство судов не только на 115 тысяч тонн, речь идет и о танкерах меньшего размера. Мы постоянно ведем консультации там, где "Совкомфлот" планирует участвовать как судоходная компания в тендерах.
Думаю, в этом году мы выйдем на заключение серьезных контрактов с "Совкомфлотом". Потому что верфь фактически начала работать. У "Совкомфлота" есть желание и необходимость в обновлении флота, который они эксплуатируют. Там есть еще несколько категорий судов, как по перевозке жидких грузов, так и природного газа.
Справка: ПАО "Совкомфлот" — российская судоходная компания, на 100% принадлежит государству. Входит в транспортный холдинг — "Группа компаний Совкомфлот (СКФ)", специализирующийся на морской транспортировке энергоносителей. ГК Совкомфлот является одним из крупнейших морских перевозчиков в России.
Про строительство рыбопромысловых судов
— Начнем с того, какие специализации мы имеем. У нас верфь, которая специализируется на крупнотоннажном судостроении. Поэтому разговор о строительстве сейнеров и траулеров мы вообще не ведем. Даже не участвуем в таких переговорах. Если речь идет об БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер – ред.) и БАТМ (большой автономный траулер морозильный – ред.), то мы участвуем в переговорах и целом ряде тендеров, которые проводились рыбопромысловыми компаниями и российскими рыбными холдингами в преддверии распределения инвестиционных квот. Я не соглашусь с тем, что в России нет мощностей, где это можно строить.
Один тендер мы проиграли. "Русская рыбопромышленная компания" проводила тендер на строительство шести супертраулеров норвежского проекта. Они будут строиться в Петербурге. Рынок есть рынок. Выиграли – флаг им в руки, как говорится. Мы проиграли буквально процент. С другой стороны, мы понимаем заказчика. Норвежский проект. Головное судно строится в Норвегии. Все поставщики находятся там же.
В целом, наши коллеги очень активно готовятся к строительству судов. В том числе и на Дальнем Востоке. В основном это размер менее 60 метров. Это не наша специализация. Мы со своей стороны очень активно будем участвовать во всех тендерах и конкурсах, которые касаются строительства судов размером 80 метров и больше. Но пока из тендеров и конкурсов, которые были объявлены, сегодня нет ни одного подобного.
Но, если вы заметили, то я сказал, что мы процентов на 75 уже заполнены. Дальше начнется период, когда будем понимать, есть ли у нас свободные слоты, то есть производственные мощности. В целом "дорожка", на которой рыбопромысловые суда должны строиться, она длиной 500 метров. Суда, которые мы строим в цехе, — четыре штуки по 100 метров. То есть эта "дорожка" на ближайшие 3 года заполнена. Мы сейчас активно нарабатываем то, что будем строить после этих 3 лет. Каждая верфь заполняет свой стапель определенными заказами. Дай бог, чтобы рыбаки повернулись передом к судостроению. Они ведь тоже очень медленно запрягают.
Сколько стоит ледокол
— Судна современные, высокотехнологичные. Большие требования по автоматизации. 100 метров длиной — стоят 100 млн евро.
Чтобы было понятно, БМРТ тоже стоит столько же. Это очень дорогие суда. Наши рыбаки этого не понимают. Потеряли 10 лет. Поэтому рыбакам такие серьезные деньги сконцентрировать очень сложно. А дальше все начинается уже развиваться от насыщенности этого судна оборудованием. Оно может стоить и 40 млн евро.
Линейные ледоколы – это суда, которые принадлежат государству. Заказывает их Минтранс. Они стоят еще больше.
Про инвесторов в будущем кластере
— У нас здесь иная стратегия. Мы бы хотели построить верфь мирового уровня. Поэтому сюда привлекаем мировых лидеров, это заграница чаще. Кроме нее, это Санкт-Петербург, где мощно существует кластер кораблестроения. Крупнейшие конструкторские бюро Петербурга здесь уже работают. Крупное бюро в Нижнем Новгороде "Лазурит" — тоже, здесь фактически есть его филиал. Это по проектной части.
По материальной части. Мы шаг за шагом лидеров питерского центра сюда затянем. Это касается таких специфических вещей, как сварочные материалы, лаки и краски. Там уже организованы мировые производства, причем мировыми лидерами. Что касается судового оборудования, то у нас активно ведутся переговоры с АО "ПО "Севмаш". Они хотят поставлять уже освоенный ряд арматуры для океанских судов.
Мы сейчас подыскиваем партнера по производству судовой мебели, потолков, полов, панелей судовых. На судоремонтном заводе "Звезда" был прекрасный центр. Их отходов от судовой мебели делали кухни.
Когда мы сдаем корабль, там даже подушки, посуда и наволочки есть, крючочки. Это все закупается на пароходы. Заказчик жестко контролирует. Сейчас мы на заводе (на Дальзаводе – ред.) сдаем танкер "Роснефть Приморье". Сдали недавно "Роснефть Сахалин". Там — вплоть до сковородки.
Справка: под управлением Дальневосточного центра судостроения и судоремонта помимо ДВЗ "Звезда" находятся "Центр судоремонта "Дальзавод", "Северо-восточный ремонтный центр", "179-й судоремонтный завод", "30-й судоремонтный завод", ДПИ "Востокпроектверфь" и ряд других предприятий отрасли.
Место в кластере для региональных предприятий
— В рамках Морского совета при губернаторе Приморья сформирована секция судостроения и судоремонта. Главная задача, которую поставил губернатор, абсолютно правильная – привлечение приморских предприятий для реализации кластера. В общей сложности у нас в секцию входят 16 предприятий. Каждый из этих заводов сейчас формирует программу нашей секции. 17 апреля будем проводить крупное заседание с участием всех заводов на тему участия приморских предприятий в развитии судостроения и судоремонта в интересах Дальнего Востока.
"Восточная верфь" будет готовить проект для возрождения прибрежного пассажирского сообщения. Все судоремонтные заводы нашего края — Славянский, Левадийский, Находкинский, Приморский, заводы Владивостока – будут готовить предложения как по участию в программе большого судостроения, так и по программе строительства средне— и малотоннажного флота. В рамках совещательного совета будем готовить предложения.
Но заказчики, которые сегодня выжили на российском рынке грузоперевозок, являются лидерами отрасли. Он просто вынуждены использовать на своих пароходах лучшее в мире оборудование. У них нет времени ждать, когда российская промышленность предоставит необходимое. Это серьезный конфликт интересов.
О конкуренции с судостроением АТР
"Роснефть" добилась от государства льгот на СК "Звезда" в Приморье
— Мы не собираемся конкурировать. Те ниши, которые китайцы занимают, — зачем туда лезть? Опыт нашего участия в нескольких тендерах показал, что мы составляем конкуренцию. Если говорить о судах, которые используют для перевозки навалочных грузов или нефтеналивных, то у нас достаточно сейчас заказов от наших нефтегазовых компаний на суда высокого ледового класса.
Мы же тоже не все можем построить. Мы же с вами говорили, что полная мощность ССК "Звезда" — 300 тысяч тонн стали в год. А потребность, которая нужна, чтобы обеспечить грузоперевозки в Арктике, должна переваливать за 3 млн тонн. То есть нужно взять то, к чему ты наиболее способен и конкурентоспособен. Думаю, мы будем стараться эту линию проводить. Но есть и другая тенденция – у нас будут пытаться строить все подряд. Нам есть, что выбрать.
Про недовольство жителей Большого Камня
— Я долго работал директором ДВЗ "Звезда" и знаю наш город изнутри. ЗАТО Большой Камень достаточно долго занимался утилизацией атомных подлодок на деньги зарубежных наших друзей. Это продолжалось до 2017 года включительно. Последние деньги от американцев я получил прошлым летом за разделку атомной подлодки.
Сейчас другая задача – мы должны здесь организовать судостроение. Численность сотрудников на заводе за последние 5 лет только увеличивается. Сейчас есть небольшие сокращения, и то — структурного характера: здесь 2 тысячи прирост, а там (на ДВЗ "Звезда" — ред.) на 500 человек сократится. Мы людям предлагаем: "Втягивайтесь в процесс".
Когда проанализировали инфраструктуру города, практически все городские сети сданы в долгосрочную аренду частной компании. Ни рубля не вложено в городской водопровод, в городские теплосети. Это (вложения в инфраструктуру – ред.) делается сейчас. Почему раньше-то не делали? Сейчас в городе самое страшное, что бывает в жизни, — это ремонт. Весь город перекопаем. Дорогу, пор которую вы говорите, что наши самосвалы раздавили, строят. Пожалуйста, участвуйте в этих конкурсах.
Два или три конкурса уже выиграли местные строительные компании. Улицу вокруг Шестого микрорайона строят. Там черт ногу сломит, все сроки провалили полностью. И это городские компании, которые выиграли конкурс.
Вся критика должна быть созидательной. В городе нет ни одной нормальной гостиницы. Приглашаем сюда инвесторов. Шаг за шагом. Мы сотрудничаем с гордумой, потому что это всенародно выборный орган. Большой Камень сотрудничество с нами налаживает. И оно будет давать результат. Мы понимаем, что должны с думой быть командой. Такое понимание есть. Есть неплохая обратная связь.
Про строительство жилья в городе
— Мы поддерживаем городскую администрацию, чтобы местным строительным компаниям давали отдельные земельные участки поближе к нашим заводам, чтобы люди там получали жилье.
Что касается ведомственного жилья, в целом мы должны построить шесть микрорайонов. На них в администрации Большого Камня выделены земельные участки. Согласовываются с Минвостокразвития. По большинству участков составлен проект. Минвостокразвития обеспечивает за государственные деньги подключение к этим микрорайонам всех сетей. Это микрорайоны "Парковый", "Солнечный", "Садовый", "Нагорный", "Шестой" и "Зеленый". Плюс "Солнечный" на 750 квартир, который строит администрация ПК. По всем этим микрорайонам существует график строительства. Его контролирует Юрий Трутнев (полпред президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства РФ) и "Роснефть".
По первым трем микрорайонам — помимо "Шестого", где мы уже работаем — у нас уже разыграны конкурсные процедуры, уже определены строительные подрядчики. Не из Приморского края, к сожалению.
Отток населения из Большого Камня
— Он есть. С этим нужно бороться. Нужно увеличивать количество населения.
Чем интересен Большой Камень? Здесь численность – в районе 40 тысяч человек. И она не менялась много лет. Все время жизнь города была не только вокруг судоремонтного завода "Звезда", здесь всегда работал гораздо более крупный завод. Сюда сдавались атомные подлодки. Это был большой объем работ. Потом завод закрылся.
Сейчас мы возобновляем судостроение. Мы 500 должностей сокращаем на "Звезде". "Живьем" это 200 человек. Они все попадают к Сергею Ивановичу (Целуйко – ред.). Многие не хотят. Структура рабочей силы другая. Ему нужны сварщики, сборщики, такелажники. А там попадают под сокращение дозиметристы, к примеру. Это совершенно другая работа. Сварщиков там и так "распределили по-честному". Мы регулярно встречаемся с нашим профсоюзом.
Фото: АО "ДЦСС"
Источник-primamedia.ru