Истории дальневосточников, изменивших жизнь и ушедших в судостроение и судоремонт
Устроиться на «Звезду» для жителей приморского города Большой Камень означает получить стабильную и престижную работу. «Звезда» — общее название для двух градообразующих предприятий: Дальневосточного завода (ДВЗ) и соседнего Cудостроительного комплекса (ССК).
Туда идут выпускники местных училищ и технических вузов, но порой ради трудоустройства перепрофилируются и специалисты совсем других областей. О том, что их там привлекает, мы поговорили с бывшими дизайнером, программистом и менеджером по продажам.
Свобода и сублимация
Осенью 2019 года в Большом Камне состоялась первая персональная выставка художника Николая Клишева. Этого бы не произошло, если бы не ДВЗ. Как говорит сам автор, раньше он был вынужден продавать картины, поэтому ему не из чего было собирать экспозицию. А когда устроился электрогазосварщиком на ДВЗ и стал получать стабильную зарплату, появилась возможность сохранять и демонстрировать работы. Сигнал об окончании трудового дня звучит на заводе в пять вечера, после чего остаётся ещё много времени на написание картин. После осенней выставки Николай успел создать несколько новых работ и в декабре провёл новую, на этот раз в самом ДВЗ. Но главное, говорит художник, — он стал более свободным в творчестве. Работы Николая далеки от реализма и представляют собой скорее его реакцию на различные философские и научные концепции. Найти покупателя на такое искусство в Большом Камне непросто, поэтому для продажи писались подводные лодки и портреты — но даже в этом случае правки заказчика, по сути, сводили творчество на нет. Теперь он может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно.
Первым трудовым опытом Николая была работа в сфере дизайна, но ещё до того он успел отучиться на сварщика в местном СГПТУ. Работу на ДВЗ «Звезда» он считает приемлемым компромиссом: если бы в школах платили больше, а учеников в классе было меньше, чтобы уделять каждому достаточно внимания, — ушёл бы туда, тем более что опыт преподавания есть. А вот если известность его работ возрастёт и позволит ему жить только за счёт картин — скорее всего, предпочтёт рисование. «По степени концентрации внимания сварку можно сравнить с ремонтом часов или вышиванием: нужно высчитывать миллиметры, чтобы точно соответствовать схеме. Я хорошо рисовал, и у меня был развит глазомер, поэтому мне показалось, что я буду хорошо варить, — говорит Николай Клишев.
— В то же время сварка — это как стрельба из лука или владение мечом: этому сложно научиться, но на определённом уровне мастерства уже можешь делать это без особых раздумий. В искусстве же тебя постоянно одолевают эмоции: почему это получилось, а это нет; почему нарисовал то, а не другое судно. Рисование в моём случае — это компенсация того, чего не хватает в работе».
Преимущества газосварки
Илья Рехтюк всегда был человеком практичным: ещё в школе, обнаружив у себя интерес к программированию, решил поступить в местный вуз на факультет прикладной информатики в экономике. Однако эта специальность оказалась настолько востребованной у тогдашней молодёжи, что в середине обучения стало ясно, что устроиться по профилю в Большом Камне не выйдет.
Тогда Илья стал зарабатывать физическим трудом и больше по специальности не устраивался — начисто пропал интерес. О пяти годах, проведённых в университете, говорит лишь, что жалеет, что не потратил их на обучение, скажем, кораблестроению. По окончании вуза Илья не стал переезжать, а сосредоточился на поиске работы в Большом Камне. Год службы налоговым инспектором разочаровал его и в этой профессии: «Эта работа кабинетная: надо долго сидеть на одном месте. Из-за этого я приходил домой уставшим и с больной головой. Плюс ты набираешь вес, да и зарплата не совсем устраивала».
По совету приятеля Илья пошёл в местный лицей, где за три месяца получил специальность электрогазосварщика III разряда. За три года поднял разряд, и сейчас его устраивает и место, и зарплата. «Не считаю чем-то зазорным, имея высшее образование, получить ещё и среднее — это вполне достойный выбор. Каждый живёт по своим потребностям: мне нужно было его получить, я пошёл и получил. Работа сварщиком интересная, разносторонняя и по-своему сложная. Я и с неё прихожу уставшим, но эта усталость достойно компенсируется», — говорит Илья Рехтюк.
Дремлющий интерес к инженерной профессии
Михаил Муратов успел поработать и на ДВЗ «Звезда», и на ССК «Звезда». Сегодня он с удовольствием проводит экскурсии по цехам для журналистов и гостей предприятия — а когда-то учился на историка и занимался реализацией колбасных изделий, табака и консервов. Путь в инженерную профессию не был для него прямым. Из продаж регионального уровня в закупку технологического оборудования Муратов перешёл, когда в семье наметилось первое пополнение. Большой Камень показался молодым родителям более удобным местом для жизни, чем Владивосток. Михаил разослал резюме во всевозможные местные компании, независимо от профиля, и был готов даже к снижению дохода — однако на новом месте вместе с доплатами стал получать сопоставимые суммы.
Однажды во время ознакомительной экскурсии по блоку корпусных производств его и накрыл прежде дремлющий интерес к инженерной профессии. «Мне всегда была близка техническая работа, но я не видел в ней больших денег. Отец неплохо зарабатывал в местном отделении Российского морского регистра судоходства, но знакомые инженеры особо не получали, в отличие от продажников. Я же изначально был нацелен на достойную жизнь для своей семьи, а значит, нужно было идти туда, где деньги», — рассказывает Михаил. Вскоре Михаил стал единственным из группы закупки своего отдела, кого перевели на ССК «Звезда».
Здесь он устроился ведущим специалистом отдела сложного технологического оборудования, в чьи обязанности входит разработка исходных технических требований. Без профильного образования уже было не обойтись, и по дистанционной программе переподготовки Михаил стал инженером по автоматизации производства в нефтегазовой отрасли. Сейчас в его зоне ответственности — технологическое оборудование ССК, включая сварочное и дробеструйное.
По словам Михаила, работа на молодом и современном предприятии приносит удовлетворение, а из прошлого трудового опыта ему не хватает лишь того драйва, что присущи продажам.
Антон Вальтон dv.land