Константин Белоконь: "Инфраструктуру строим. Люди исчезают" или что принесла "большая стройка" Большому Камню.

10 Мар 2020

— Город Большой Камень находится в некой особенной зоне. Потому что и природа, и время, и судьба собрала на этом маленьком участке земли уникальные условия. Этим, в частности, объясняется то, что вскоре после Великой Отечественной войны тогда еще могучая сверхдержава СССР поставила и решила сверхзадачу  по созданию в перспективном регионе современного производства – Дальневосточного завода "Звезда".

Власть тогда собрала лучших людей страны, создала им условия, оснастила техникой и ресурсами. Создала систему, нацеленную на выполнение единой задачи.  И решила эту задачу, организовав производство практически на уровне космического, при этом грамотно "ответив" на социальные вопросы населения.

В лихие годы безвременья 90-х годов XX века именно огромный потенциал созданной системы не дал погибнуть здесь производству (как это и произошло в большинстве крупных городов Дальнего Востока), а с 2005 года, при  восстановлении нормальных объемов гособоронзаказа, позволил выйти из кризиса и начать развиваться.

Теперь уже Российская Федерация в городе, идеально подходящем для развития судостроения, поставила задачу по строительству современного судостроительного завода, способного разрабатывать и выпускать  суда, превосходящие признанные мировые образцы,  а порой — и даже не имеющие аналогов в мировом кораблестроении. Заодно было принято решение и модернизировать оборонный судоремонтный завод. Результатом выполнения этих задач должна была гордиться вся страна, а город — стать примером для всей Тихоокеанской России и АТР.

10 лет идет стройка. Практически ежегодно ее посещает президент страны. Здесь в 2018 году на выборах голосовал за главу государства куратор стройки  — глава Роснефти Игорь Сечин. Постоянно на стройплощадках – представители руководства "Роснефтегаза" и ДЦСС. На верфь и город идут миллиарды  государственных и корпоративных денег.

Словом, все способствовует тому, что задача будет выполнена.

Первый громкий "звонок" прозвучал, когда "взорвалось" дело Борбота с пропажей 4 млрд рублей. Затем были и невыплаты зарплат строительным рабочим,  и смена одной за другой трех генподрядных компаний. Сроки сдачи объектов верфи начали сдвигаться.

За последние годы стройка оказала и существенное влияние на базовые параметры качества жизни населения.

Город потерял гектары зеленых насаждений. Особо болезненной потерей стала вырубка полукилометровой защитной лесополосы между жилой застройкой и "Звездой", затем  — еще нескольких гектаров между морем и городом.

Также по первоначальному плану строительства верфи и развития города основной поток грузов на стройку должен был идти морем и железной дорогой. Но подавляющая часть грузов пошла самым примитивным способом – грузовым автотранспортом. Город  опоясали петлей грунтовых дорог и круглосуточным потоком "большегрузов". И 10 лет в пыли не прошли даром. Известковая щебеночная пыль с дорог "наложилась" на сухую ветреную погоду и частый холод в городских домах в зимний период. По итогу — небывалая за все года вспышка ОРВ в городе.

В феврале этого года Институт территориального планирования "Град" из Омска вынес на рассмотрение думы города проект перевода окружающих Большой Камень сельскохозяйственных земель в производственную зону. На этой территории планируется разместить технопарк с металлургическим  и химическим производством в черте города.

Понимая экологическую и эпидемиологическую ситуацию в городе, отдельные депутаты и активные жители города обратились к краевому научному сообществу с просьбой оказать помощь в понимании последствий реализации такого решения. Они  полагают, что создание технопарка затрагивает две основы качества жизни – состояние атмосферного воздуха  и вопрос питания людей.

Первая проблема – это сокращение на 170 га ( это почти 10% всей нынешней городской территории) природных ландшафтов, лесов и пойм и неизвестный пока уровень выбросов  вредных веществ в атмосферу.

Вторая — потеря действующих и перспективных лугов и пастбищ, сельхозугодий и пашни,  близость технопарка к дачам и огородам горожан. Сегодня, когда с закрытием китайской границы простые овощи были по 400-500 рублей за кг,  дороже свежего мяса, когда по указанию  президента страны губернатор  собирает по краю все пригодные к обработке земли, когда наши законы прямо запрещают выводить землю из сельхозоборота, перевод плодороднейшей земли с водой и теплом  в безжизненные промзоны как минимум выглядит странно.

В лихие 90-е, когда в городе не было света, воды, тепла и зарплат, когда рабочие "Звезды" перекрывали дорогу  и всерьез готовили "поход" на Москву, именно дачи, огороды и личные подворья позволили городу не превратиться  в безжизненный массив брошенных бетонных коробок.

И вот в ответ на эти вопросы в приморских пабликах полились потоки обвинений — в том, что некая "местная братковская власть" выступает "против государственной стройки". Что городские депутаты "срывают  государственный заказ".

А вот теперь — подождите.

Люди в городе ведь и пытаются понять, что мешает, а что помогает этому заказу. Они хотят, например,  получить  ответ на вопрос, почему бы металлургию и химию не вынести в пойму реки Речицы или в другой удаленный от центра города участок — не на 3 километра, а несколько дальше — чтобы не  "кидать" выбросы вредных веществ в окна жилых домов и на приусадебные участки? Или: какая связь между планируемым на Красном мысу зерновым терминалом и строительством танкеров-газовозов? Ведь людям понятно, что при господствующих ветрах мучная  пыль и шелуха будут "ложиться" прямо на судоверфь, а если "Звезде" надо будет расширяться самой или расширять гавань, то единственное свободное место для этого окажется уже занятым.

Но ведь это — не государственный подход. Помниться, при защите проекта того же технопарка молодая сотрудница Корпорации развития Дальнего Востока не выдержала потока вопросов от депутатов и нашла эмоциональный аргумент: "А вы понимаете, сколько всего надо, чтобы построить современный корабль!"  

В том то и дело, что в городе с более чем полувековой историей кораблестроения достаточно много людей, понимающих что здесь и как уж явно не хуже работников КРДВ.

И потому у населения есть веские основания предполагать, что многие заявленные проекты — сырые и непроработанные. Что подрывается качество жизни жителей не какого-то депрессивного региона, а тех, кто обеспечивал и обеспечивает первый уровень экономической и оборонной безопасности страны.

Представим, что я, к примеру, — большой и сильный государственный деятель. Или почти равный ему по статусу большой капиталист. Вся государственная система — в моей власти. У меня — все условия, чтобы стать значимым в мире, выйти из состояния сырьевого придатка для "акул" позубастей.

Я разработал красивый и перспективный проект. И 10 лет всеми силами его реализовываю. А в результате получаю за огромные средства, предположим, лишь предприятие по "отверточной" сборке, построенную иностранцами инфраструктуру, разваленную "социалку" на территории. В утешение мне рассказывают, что каждый следующий, допустим, танкер-газовоз будет все больше локализован, и, таким образом, мы к некоему году научимся что-то делать самостоятельно. А лет через 20 (!) мы, наконец-то,  построим, скажем, сверхсовременный атомный ледокол. А возможно — и межпланетный звездолет.

Почему так? Может, потому что  система управления выстроена как "вертикаль коллективной безответственности"? Гензаказчики – заказчики – "смотрящие" — "присматривающие", генподрядчики — субподрядчики-субсубсуб…подрядчики  и так далее? И поэтому на конечный "продукт" приходится лишь  10-20% всех выделенных средств?

Потому что выполняют лишь "форму", лишая ее содержания?

Строится новая школа.  При том, что в действующих городских школах не хватает учителей, а оставшиеся тянут за двоих-троих, чтобы хоть как-то заработать.

Строится детская больница. А на 40 тысяч населения  — четыре терапевта.

Строится детский сад. А в существующих  —  "оптимизация", сокращения и работа за МРОТ.

Верфи как воздух нужны кадры, необходима система их подготовки. А в результате за 10 лет имеем котлован учебного центра, улучшенное ПТУ по переподготовке рабочего звена, филиал вуза, который стал им только на бумаге и выше технолога никого не выпускает. Имеем  общеобразовательные школы, где пацаны сами покупают брусочки для уроков труда. Имеем городскую парусную школу, яхты которой стыдно показывать.

И потому люди бегут из города. Бегут даже с новой верфи. Причем уезжают в основном самые успешные и перспективные, те, кто знает, что не пропадет в и в другом месте.  Режим отрицательной селекции?

Что же делать? Во-первых, понять, что для того, чтобы выйти на мировой уровень, нужно подготовить и кадры мирового уровня. И обеспечение работы верфи вахтовым методом — это тупиковый путь. Судостроение — гораздо более масштабно, чем нефтедобыча, и принципы освоения "северов" здесь не подходят.

Во-вторых — понять, что  реализуемая сегодня форма хозяйствования и управления  дает эффект, в чем-то схожий с нейтронной бомбой: создается инфраструктура, а вот население — исчезает.

В-третьих – это следует из "во-первых" — необходимо создать собственную логичную систему по подготовке кадров. Имеющаяся государственная с этой задачей уже не справляется.

Конечно, сегодня еще не все так уж "запущено". Уже очень много сделано в направлении  главной цели. И сейчас — тот самый момент, когда можно отсечь все лишние "присоски", что мешают стройке, и сосредоточиться на решение главной задачи – созданию современного судостроительного комплекса. Который могут создать только здоровые люди.

Еще раз: у нас — все условия, чтобы выйти в космос, а не ползать по асфальту. Но для этого требуется переходить к решениям "на перспективу". Вместо сегодняшнего принципа "максимально просто, максимально дешево, как-нибудь решим проблему сейчас, а завтра трава может не расти" и т.п. Да, на перспективу – это дороже. Это сложнее. Но это необходимо.

И ведь большинство социальных вопросов в городе просто бы не возникло, если бы существовала  "обратная связь". На сегодня у горожан другой возможности сохранить свое качество жизни, кроме организации акций гражданского несогласия, не остается.

При сегодняшнем подходе даже общего цельного план по решению главной задачи уже просто нет, "летим", что называется, "по "пачке Беломора". При таком ходе дел  успевают решить свои вопросы финансисты. Неплохо решают задачи силовики. Снимают хорошее кино и репортажи журналисты. Вот только у строителей и корабелов возникают серьезные  проблемы, не решаемые только с помощью компьютера и бумаги. А в конечном итоге "оплачивает" непроработанные решения население города. Иначе за более чем десятилетнюю историю нашей "Большой стройки" результат был бы совсем иной.

 Отдельные — вроде бы и связанные друг с другом — части госмеханизма делают свою отдельную работу сами по себе.

И кто-то должен собрать все это воедино.

 

Источник:https://всянаходка.рф/news/913829

2белок


Читайте так же





© 2006—2023 «Городской портал «BKamen info»
Разработка: tanuki.pro